12 сентября 2012 г.

ШкодоЖирафный Мастер Класс.

          ЧАСТЬ  1.

           Как и обещала, сегодня у нас МК. Шьём жирафа. 
         Чтобы пошить жирафа, его образ сначала нужно придумать и здесь все средства хороши-  будет не лишним посмотреть- почитать как выглядит этот красавец: вдохновляемся фотографиями, иллюстрациями, огромным количеством стихотворений, скурпулёзными описаниями вида... Может  Жираф нам будет  в конечном итоге за это благодарен, превратившись в вполне приличную игрушку.
               Изучив все жирафо-тонкости, определяемся с тем, что конкретно больше всего нас в нём  привлекает. Мне понравились невероятно красивый изгиб жирафьего профиля при вытянутой-поднятой голове и тонкая длинная шея. Учитываем эти моменты при продумывании образа будущей игрушки. Не забываем про тильдо-каноны.  Также не забываем, что наша игрушка, если мы хотим видеть её авторской, не должна быть сама по себе, а должна перекликаться с остальными  игрушками своим стилем и конструкцией, быть их продолжением, а не чем-то отдельным и самостоятельным.  Пробуем сделать зарисовки. Если не умеете рисовать, пробуйте изображать схематично.
          
           Когда образ будущей игрушки отчётливо сформировался в голове и на бумаге, наступает самый ответственный момент- делаем лекала. История не сохранила каких- либо документальных материалов этого процесса, поэтому дальше- всё на словах. Берём скульптурный пластилин, немного размягчаем его в микроволновке. Лепим  голову- самый сложный элемент в игрушке. Уделяем особое внимание пропорциям и симметрии. Когда вылепленная голова готова, начинаем обклеивать её салфетками или, разорванной на небольшие кусочки, газетой. Клей берём  ПВА, в него добавляем немного воды. Кусочки бумаги должны быть хорошо промокшими, пластичными. Вылепленную голову обклеиваем не полностью, а одну из сторон( правую или левую), чуть выходя за середину. Таким образом мы должны получить своеобразный бумажный панцирь, оболочку на вылепленной фигуре, толщиной примерно в 3 мм. Оставляем свои труды сушиться где-то на сутки. Когда бумага посветлеет, всё готово. Теперь необходимо определиться с конструктивными линиями. Я брала фломастер (если вы совсем не уверены - берите простой мягкий карандаш) и разделила для начала жирафа на 2 части- верхнюю (цветную, в горошек) и нижнюю (однотонную, молочную). Линия начиналась от кончика морды и плавно опускалась вниз, огибая выпуклость "щеки" жирафа. Сразу продумывайте, что любая выпуклость потребует у вас вытачку. Если провести линию по "щеке" по середине, вытачек придётся сделать 4- две для нижней и две для верхней части. Это не целесообразно и зрительно было бы не красиво. Всё должно решаться минимальными конструктивными средствами.  Далее еще раз я разделила голову по середине на левую и правую стороны, излишки необлепленной стороны срезала канцелярским ножом. Нарисовала ещё несколько линий, где на мой взгляд были более выпуклые формы. Кончик морды потребовал 4 вытачки, которые при пошиве игрушки можно будет спрятать вышивая по ним нос и рот игрушки. Определяясь с линиями- членениями нужно помнить, что в конечном итоге мы должны снять бумажную заготовку с головы и, разрезав всё по своим линиям, получить абсолютно плоские детали. Когда все прорисовки готовы, именно это и делаем.Если что-то не выкладывается - режем ещё, добавляем вытачки.



              Все остальные детали (туловище, ноги, уши, рожки) у нас плоские, их мы рисуем на бумаге, соблюдаем пропорции. Учитываем, что для соединения головы с туловищем, необходимо чтобы срезы были одинаковы по длине.
               Следующим этапом будет работа с лекалами. Требуется задать припуски ко всем срезам деталей. Я сделала их по 0.5 см. На лекалах головы видна тоненькая линия- это деталь, которая получилась в результате снятия бумаги с пластилина, жирный контур- заданный припуск.   Вытачки  получились не глубокие, поэтому их не вырезала. Не забываем про надсечки. Они позволяют более легко и точно соединить детали или просто не перепутать их. Так, надсечка на копыте поставлена на стороне переда  ноги. Про остальные совмещения можно сказать, что вытачка верхней части головы соответствует шву стачивания нижней части головы с нижней основной деталью головы (линия фиолетового цвета). Шву стачивания  верхней части головы с  верхней основной деталью головы (бирюзовая л.) соответствует крайняя левая надсечка на нижней основной детали головы. Остальные две надсечки на нижней основной детали головы соответствуют вытачкам "на щеке" верхней основной детали головы. Цветными линиями показаны отрезки, которые друг другу соответствуют при пошиве.

        Сразу продумываем, что будем делать с припусками в дальнейшем при пошиве- заутюживать или разутюживать. Я припуски на швы решила заутюживать, на лекалах стрелочками обозначено направление куда заутюживаем. Зачем это делать?  Например, если взять лекало верхней части головы и сложить вытачку (нос) так, как- будто  мы её стачали, а припуск завернуть в сторону заутюживания (вниз), будет видно-  наш срез повторяет контуры лекала. Попробуйте наоборот- припуск завернуть в противоположную сторону- он будет выступать из-за детали. Это называется сопряжением срезов и является обязательным условием при разработке лекал.   
             
        Подбираем материалы. Мой жираф пошит из тканей- компаньонов: однотонного молочного сатина и сатина в крупный горох, но дизайн тела может быть любой (думаю, кроме полоски). Для копыт и рожек я взяла трикотаж- вискозу.  Главное, чтобы выбранные ткани хорошо сочетались по цвету и фактуре, соответствовали общей идее.


       
       Так как выбранные мною ткани имеют одно общее, нежелательное свойство- растяжимость, прежде чем кроить, их нужно продублировать (проклеить)  флизелином. Как правило, такие материалы более растяжимы по утку (перпендикулярно кромке) и стабильны по основе (параллельно кромке). Но это- как правило. Современные технологии в ткачестве сейчас творят чудеса, поэтому не стесняйтесь пощупать ткань ручками, потянуть её в разные стороны (вдоль- поперёк кромки,  не по диагонали!). Определились где больше всего растяжение? Отлично! Берём флизелин, у него без вариантов- по длине  вдоль кромки (по основе) растяжения нет,  по утку ( перпендикулярно кромке)  растяжение небольшое.  Накладываем на изнаночную сторону основного материала  флизелин изнанкой (клеевой стороной) вниз. Там, где основной материал тянулся, флизелин должен быть стабильным и наоборот (см. рис.). Проклеиваем через проутюжильник  при максимальной температуре, отключенной функции подачи пара, хорошо прижимая ткани утюгом. Во время такой процедуры ткань может незначительно "сесть"(т.е. изменить свои размеры).
               
           Лекала раскладываем с соблюдением нити основы ткани, обводим и выкраиваем. Сначала лучше обвести более крупные детали и только потом мелкие. Надсечки с лекал переносятся на обведённые детали. Их можно надрезать наполовину припуска или только наметить. 
            
          Стачиваем все вытачки  деталей головы: начинаем шить от начала вытачки(а) и  к её концу(б) плавно сходим на нет. Я шью с настройкой - частота стежка 1.6- 1.8 и закрепок в начале и конце строчки не делаю. Вытачки заутюживаем в направлении стрелок.                                               
  
     
            Притачиваем нижнюю часть головы к основной нижней детали головы(молочные детали низа головы). Припуск рассекаем. Заутюживаем его и вытачки в направлении стрелок.    
         Стачиваем верхние детали головы (в горошек), припуск так же рассекается и заутюживается вместе с вытачками в направлении стрелок.
         Рассечка  нужна на припусках швов выпукло- вогнутых деталей  для  хорошего выкладывания шва при последующем заутюживании и вывёртывании игрушки.
 
           Заутюживаем вытачки сутюживая слабину в их концах. Для этого располагаем утюг на 1-2см выше конца вытачки. Утюгом  как бы нужно сгладить остроту конца вытачки. Не стоит спешить- каждую вытачку заутюживаем кончиком утюга отдельно. Придерживаем детали второй рукой. Шов стачивания двух деталей также заутюживаем очень осторожно, постепенно, по половине- сначала с одной стороны, потом с другой.
             

     
           Посмотрите, как выглядит теперь наша деталь после обработки утюгом - она объёмно-выпуклая. 

             
          Притачиваем  нижнюю(молочную) часть головы к верхней(в горошек), совмещая надсечки. Припуск шва притачивания рассекаем, высекаем излишки на вытачках и швах (делаем это для того, чтобы уменьшить грубую толщину в указанных местах). Здесь утюг я не использую.

   
            Стачиваем готовые детали головы между собой, совмещая надсечки. Рассекаем припуск шва стачивания, высекаем излишки на вытачках и швах (показано заштриховкой). Вывёртываем голову жирафа.
 
            Обтачиваем  уши и рожки.  Рассекаем припуски швов. Срезаем припуск не доходя до строчки 0.2-0.3 мм на закруглённых участках (на фото заштрихованы). Вывёртываем  детали.



   
        На теле жирафа застрачиваем намеченный элемент (0.2 мм). Обтачиваем детали и рассекаем. Вывёртываем.
              
              Притачиваем детали копыт к деталям ног. Рассекаем припуски швов притачивания и разутюживаем.

    
             Обтачиваем  детали ног. Долго думала над тем, что у жирафа руки, а что ноги и всё таки пришла к выводу, что руки звучит как-то несолидно. Поэтому не обессудьте- то что по-выше назвала передними ногами, так вот именно в них надо не забыть оставить отверстие для вывёртывания. Как обычно, рассекаем, срезаем излишки со швов, припусков. Втачиваем овальные детали и рассекаем припуск. Вывёртываем ноги.
          
                  Просто вывернутые детали...

                Набиваем задние ноги чуть выше колена синтепоном. Набивка должна быть плотной.
      
        Притачиваем ноги к туловищу.  На этом этапе нужно одеть на ноги уже сшитый комбинезон, т. к. его калоши достаточно узкие, чтобы продеть их через копыта (если вы воспользуетесь моей выкройкой). 

            Подшиваем низ туловища (фото со стороны спинки) .
   
         Набиваем  голову, незабываем про форму. Она должна быть такой же, как при лепке.   Пришиваем уши. На 1- 1.5 см край уха нужно подвернуть.
      
                Набиваем туловище.
    
               Пришиваем часть головы к шее со стороны спинки.
       
       Пришиваем часть головы к шее со стороны переда.  Когда до окончания шва будет оставаться 3 см, донабить синтепоном шею и голову. Соединение головы с шеей, на мой взгляд, самый сложный элемент в игрушке.
  
              Низ рожек стягиваем  (иголка с ниткой) и пришиваем  к голове жирафа.
        
           После проделанной работы наш Жираф приобрёл свои очертания, стал узнаваем, но  работу над ним ещё только предстоит закончить, поэтому приглашаю вас завтра на 2 Часть МК.



         ЧАСТЬ   2,  в которой рассказывается  как  сделать жирафу гриву,  вышить  глаза, рот и нос.



36 комментариев:

  1. обалдеть! Валя! Потрясающий МК, все бы так делали! Настолько все подробненько, а ткани какие шикарные!!! СПАСИБО!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Удивительный мастер класс!!! Большое вам спасибо за такой титанический труд. Спасибоооооо!!!

    ОтветитьУдалить
  3. супер ))) ооочень понравилось )))
    а часть два я не нашла( или еще нет ее?

    ОтветитьУдалить
  4. СПАСИБО всем за комментарии! Мне хотелось, чтобы МК был понятен новичкам и полезен мастерам, набившим в этом деле руку.
    Часть вторая внизу будет кликабельна, она появится завтра, т.к. я завершаю её написание.

    ОтветитьУдалить
  5. Великолепный мастер класс!

    ОтветитьУдалить
  6. Уря,уря, уря, спасибо за мастер-класс, бум пробывать!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юль, если попробуешь- пригласи посмотреть, буду признательна.

      Удалить
  7. ....НУ ПРОСТО НЕТ СЛОВ !!!! СПАСИБО !!!

    ОтветитьУдалить
  8. Потрясный мк! Спасибо за такую щедрость:)))

    ОтветитьУдалить
  9. %D1%81%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0+%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B0+%D1%81+%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D0%BC+%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BC+%D0%B7%D0%B0%D0%B1%D1%8B%D0%0%B1%D1%8B%D0%BB%D0%B0+%D0%BA%D1%83%D0%B4%D0%B0+%D1%88%D0%BB%D0%B0+%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0+%22%D0%BD%D0%B0+%D0%BC1%83%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA%D1%83%22+%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D1%83%D0%BB%D0%B0+%D0%BA+%D1%82%D0%B5%D0%B1%D0%B5....%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D1%8F%D1%81%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9+%D0%9C%D0%9A+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE+%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D1%8F%D1%81%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9%21%21%21%21%21%21%21%21%21%21%21%21%21%21+%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%8C+%D1%8F+%D1%87%D1%83%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83%D1%8E+%D0%BA%D0%B0%D0%BA+%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%B1%D1%83%D0%B4%D1%83+%D1%82%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%8C+%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8F%D1%89%D1%83%D1%8E+%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%8C+%D0%B4%D0%BE+%D0%B6%D1%83%D1%82%D0%B8+%D0%B7%D0%B0%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B0+%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%B6%D0%B8%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B0+%D1%81%D0%B5%D0%B1%D0%B5%21%21%21%21%21+%D0%AF+%D0%B2+%D1%88%D0%BE%D0%BA%D0%B5+%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B0...%D1%87%D0%B5%D1%82+%D1%8F+%D0%B4%D0%B0%D0%B6%D0%B5+%D0%B8+%D0%BD%D0%B5+%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B0+%D0%BA%D0%B0%D0%BA+%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%8E%D1%82+%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0+%D1%8D%D1%82%D0%BE+%D0%B3%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%21%21%21

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анечка, твоё сообщение дошло в непонятном виде...(((

      Удалить
    2. ой ужас что это ничего нигде писать не могу

      Удалить
    3. это я.... как анонимный пишу...а как я - кракозябры л�1� лезут....вот обидно то...я �Eлько хорошего написала ..правда правда....

      Удалить
    4. Как бы там ни было- спасибо, Анечка. Что делать с кракозябрами я, к сожалению, подсказать не могу... -ничего не понимаю в компьютерных технологиях. Спасибо за внимание, приятно тебя видеть у себя...)

      Удалить
  10. Спасибо всем за отзывы...

    ОтветитьУдалить
  11. Валь!!!У меня даже не было сомнений, по поводу твоего подхода к работе!!!Я в восторге!!! Это прям курс из художественного конструирования!:) Очень мне близко. Я конструировать выкройку на плоскости, не очень люблю:) А такой способ, уж точно попробую. Вдохновилась очень!:)
    Спасибо!:)

    ОтветитьУдалить
  12. Пробуй, Кать! По поводу курса- здесь в основном понятия и правила из моделирования, конструирования одежды, технологии её пошива... Мне всегда было интересно как на фабриках игрушек делают лекала для них- ведь бывают такие сложные, умопомрачительные игрушки с невероятными объёмами. Пробовала искать эту инфу в нете, но дело это бесперспективное. Возможно есть какая- то программа.

    ОтветитьУдалить
  13. Спасибо за такой подробный МК! Я ещё игрушек не шила, но у вас так все понятно объяснено. Если найду подходящую материю, может даже осмелюсь сшить.

    ОтветитьУдалить
  14. Ох, сколько полезной информации!!!!!! Спасибо огромное!!!!!

    ОтветитьУдалить
  15. Какой глобальный МК ! Здорово ! Подчерпнула для себя новую информацию. Спасибо !

    ОтветитьУдалить
  16. Огромнейшее Спасибо за такой подробный МК! Жирафчик- это нечто неземное!!! Очень завораживает игруха... обязательно попробую сшить...! Много ценной информации... Благодарю за труд и щедрость!

    ОтветитьУдалить
  17. Ой маааама дорогая какие красавцы на фото, а дальше и мастер класс! Просто кладезь! Огромное спасибо, срочно подбирать ткань и в бой...сууупер!!

    ОтветитьУдалить
  18. Пользуйтесь на здоровье!!! Спасибо всем за внимание...)

    ОтветитьУдалить
  19. Обалденнй Мк, так и хочется попробовать!!!! Валя столько работы совершила-молодчинка!!!!

    ОтветитьУдалить
  20. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  21. У вас шикарные игрушки!!! Очень понравились! И невероятно качественный МК!!! Спасибо! Такого способа построения лекал я еще не видела)))!!! Оригинально! Напоминает, наколку на манекен))), для шитья одежды...

    Я обычно все переношу из головы на бумагу сразу, без лепки, а для того чтобы знать, где какая выточка и сколько - тут помогают опыт и практика!!!
    Но ваш способ впечатляет!!!)))

    Если позволите, небольшой комментарий к МК: там где вы все надсекаете ножницами, можно просто обрезать ножницами зиг-заг близко к шву, что гораздо сократит время на изготовление... Надсечки рекомендуется делать только в острых и прямых углах, со всеми остальными припусками, ножницы вполне справляются... не сочтите за дерзость! Еще раз спасибо за такой исчерпывающий урок!!!

    ОтветитьУдалить